РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Я в классе новенький

Рекомендации психолога для вновь прибывших учащихся

  1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в классе о Вас формируется первое впечатление, которое оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.
  2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы ни было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
  3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.
  4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.
  5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
  6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одноклассника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят окружающие.
  7. В сложных ситуациях не хитрите и не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, чтобы не стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
  8. Не обсуждайте других.

свернуть

Что делать, если в твоём классе появилась травля?

Ссоры, недопонимания и конфликты – это неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Они вызывают неприятные эмоции, но, как правило, люди успешно их разрешают, и в результате отношения становятся ещё крепче и надёжнее. Совсем по-другому дела обстоят с буллингом.

Буллинг (или травля) – это ситуации, в которых более сильный обижает или причиняет вред более слабому, делает это специально и постоянно. Травля влияет на всех, кто находится рядом и не имеет никаких положительных последствий. Её бывает сложно обнаружить и ещё сложнее прекратить. Часто первыми замечают, что в классе что-то не так, не взрослые (учителя и родители), а сами дети. И от их действий во многом зависит то, как быстро удастся решить проблему. Поэтому давай поговорим о том, что делать, если ты заметил, что в твоём классе кого-то обижают.

А нужно ли вообще что-то делать?

Да! Обязательно!

Буллинг – это сложное явление, и если ты стал свидетелем травли, у тебя могут возникнуть разные мысли о том, нужно ли что-то делать, как это повлияет на твою жизнь и сможешь ли ты помочь. Давай представим, какие это могут быть мысли и разберёмся в том, почему нельзя игнорировать травлю в своём классе.

«Меня это не касается, лучше не ввязываться в чужой конфликт. Это только между обидчиком и пострадавшим».

На первый взгляд может показаться, что от травли страдает только тот, кого обижают. Действительно, сложнее всего приходится пострадавшему, но травля – это плохо для всех, кто находится рядом, это то, что меняет жизнь всего класса. Возможно, ты переживаешь, что однажды точно также начнут обижать и тебя, а может, тебе стыдно, что ты не знаешь, как помочь и ничего не делаешь. В любом случае в классе, в котором происходит травля, больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Страшно и некомфортно всем и уже никто не может учиться, спокойно общаться и дружить.

«А вдруг они так играют. Они говорят, что это просто шутки, может это действительно так».

Если тебе кажется, что с кем-то в классе поступают неправильно, несправедливо или жестоко, скорее всего, твое ощущение тебя не обманывает. На самом деле мы все знаем и чувствуем разницу между шутками, игрой и буллингом. Не игнорируй свои ощущения, в такой ситуации лучше лишний раз убедиться в том, что весело и комфортно всем, что все участники происходящего находятся в безопасности и занимаются этим добровольно. Если кого-то постоянно специально обижают, толкают, дразнят, бьют, игнорируют, унижают или кому-то угрожают, отбирают у него вещи и отказываются сидеть рядом – это буллинг.

«Если бы ему не нравилось, что его обижают, то он бы просто изменился (например, поменял причёску или одежду, начал бы заниматься спортом и т.д.)».

Запомни, нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить. Никто не заслуживает травли и никто не виноват в том, что его травят. Пострадать от травли может абсолютно любой человек независимо от его внешности, поведения, характера, одежды и т.п. При этом неважно, попытается ли пострадавший измениться в угоду обидчикам или нет. Они всегда найдут новые поводы для буллинга: травля возникает не потому, что пострадавший какой-то не такой или другой, травля – это проблема всего класса.

«Если я вмешаюсь, то они переключатся на меня».

Испытывать страх, бояться оказаться на месте пострадавшего – это вполне нормально и естественно в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит действовать себе в ущерб. Часто вступать в открытый конфликт с агрессором бывает действительно небезопасно. Прежде всего, важно заручиться поддержкой окружающих, в том числе взрослых. Если ты видишь, что кого-то обижают, – не стоит бросаться на выручку, особенно если ты не уверен в своих силах. Но нельзя и игнорировать происходящее. Важно обязательно и как можно быстрее рассказать об этом любому взрослому, которому ты доверяешь. Помни: для того, чтобы помочь тому, кого травят, вовсе не обязательно становиться ему другом и «сражаться за него до последнего», а важно дать понять обидчикам, что то, чем они занимаются – это травля и в этом нет ничего крутого или прикольного.

«Если я кому-то расскажу – я стану ябедой».

Ябеды – это те, кто жалуются по пустякам или для того, чтобы сделать кому-то плохо. Травля – это вовсе не пустяки, это серьёзное и опасное явление, это насилие. Тот, кто сообщает о том, что стал свидетелем буллинга, делает это не для того, чтобы кого-то подставить, а для того, чтобы помочь. Помочь не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом, всем, кто включён в травлю. Рассказать о травле – это не донос, это смелый поступок, который поможет наладить атмосферу в классе.

«Я не знаю, как помочь, что лучше сделать. Мне кажется, что я могу сделать ещё хуже».

Человеку, который подвергается буллингу, очень и очень плохо. Каждый день он испытывает тревогу, страх и беспомощность. Он знает, что в любой момент может столкнуться с агрессией. В такой ситуации худший вариант – игнорировать проблему, делать вид, что ничего не происходит. Мы подготовили список кратких рекомендаций, которые помогут тебе понять, что нужно сделать, если ты стал свидетелем травли.

Что нужно сделать?

  • Признать наличие проблемы.Если ты заметил, что кого-то регулярно обижают, то нельзя ждать, что всё само собой образуется. Важно, как можно быстрее начать решение проблемы.
  • Рассказать взрослому, которому ты доверяешь.Например, родителям, классному руководителю, кому-нибудь из учителей или школьному психологу. Если ты стесняешься обратиться к ним, то ты всегда можешь позвонить или написать в наш Центр (Республиканский центр психологической помощи БГПУ (наш сайт: https://rcpp.by).
  • Вмешаться, если ты видишь, что кого-то обижают. Мы уже обсудили, что не стоит рисковать собой, но если ты стал свидетелем ситуации травли, то важно немедленно вмешаться и прекратить происходящее. Если ты знаешь или чувствуешь, что не можешь сделать это самостоятельно – нужно обратиться за помощью к окружающим взрослым.
  • Дать понять обидчикам, что буллинг – это плохо и ты его не поддерживаешь.Достаточно просто сказать о том, что обижать другого – это вовсе не смешно и не круто (особенно, когда пострадавший слабее), и у таких действий часто бывают плохие последствия.
  • Поддержать пострадавшего.Покажи, что тебе не нравится то, что происходит в классе. Дай понять, что ты это не поддерживаешь. Будет хорошо, если ты скажешь, что пострадавший ни в чём не виноват, а обидчики по глупости поступают неправильно.
  • Быть примером.Сейчас в твоём классе есть некоторые проблемы. Возможно, ребята хотят дружить и общаться, но просто не знают, как это сделать правильно. Кто-то привык веселиться, обижая другого, объединяться против того, кто чем-то не понравился. Покажи, что дружить, общаться и спокойно учиться, гораздо лучше, чем каждый день бояться столкнуться с агрессией и негативом. А сделать это можно только в том случае, если относиться друг к другу с уважением.

Помни, что каждый должен чувствовать себя в безопасности в школе. Прекращая травлю, мы помогаем не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом: обидчикам, свидетелям и себе.

свернуть

Игромания – это не развлечение, а опасная болезнь

Развитие современных технологий, доступность участия в азартных играх, привело не только к изменению условий жизни, но и появлению новых психологических зависимостей. Некоторым игровые автоматы или лотереи кажутся развлечением и безобидным средством для снятия стресса.

Агенты игровой зависимости бесконечно разнообразны. Кроме игровых автоматов, к ним относятся картежные игры (покер, Блек-Джек и др.), домино и рулетка. Азартные игры как форма досуга или развлечения существуют повсеместно, и подавляющее большинство людей иногда играют в казино, на игровых автоматах, покупают лотерейные билеты. В связи с этим многие американские исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

В современной психологической литературе азартная игра определяется как перераспределение благ в условиях преднамеренного риска, когда одна сторона теряет, а другая сторона приобретает, без участия в производстве данных благ, при единственном детерминирующем факторе случая. Игромания – приобретение благ в результате игры случая становится главным способом удовлетворения возникающей напряженной потребности с целью обогащения.

Актуальность проблемы патологической зависимости от игр рассматривается в связи с тремя основными причинами. 1) Возникновение социальных и финансовых проблемы у патологических игроков: 23% игроков имеют финансовые проблемы, 35% разведены, у 80% нарушены межличностные отношения в браке. 2) Распространенностью противоправных действий – до 60% среди зависимых от азартных игр совершают правонарушения. 3) Высоким суицидальным риском – от 13% до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32-70% отмечаются суицидальные мысли.

Опрос, проведенный в прошлом году в ряде стран Европы, показывает, что 33% подростков в возрасте от 12 до 17 лет играют в бесплатные азартные игры онлайн. Такие игры удобны и легкодоступны, а также к ним можно получить доступ из дома, часто без родительского контроля. Их новизна, высокий уровень стимуляции и низкий уровень физической нагрузки так же является призывом для молодых людей, многие из которых технически развиты.

Патологическое влечение к азартным играм относится к группе психических расстройств. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра, основным диагностическим критерием данного заболевания является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, которое продолжается и часто усугубляется, несмотря на социальные последствия.

Не во всех странах, игровая зависимость принята как болезнь. В России она внесена в официальный диагностический справочник. В США тоже. Во многих странах Европы подход к этому вопросу гораздо менее лоялен, игровая зависимость считается чем-то вроде вредной привычки.

За рубежом на проблему игровой зависимости обратили внимание около 30 лет назад. Игровая зависимость в США включена Американской ассоциацией психиатров в список психических заболеваний, которой подвержены 2-3% взрослого населения. Четыре из пяти случаев игровой зависимости приходится на мужчин (в основном в возрасте 20-30 лет), и более 90% начинают играть с подросткового возраста. Зависимые игроки идут на большие затраты денег и сил, а также предпринимают активные мыслительные усилия для достижения выигрыша.

Данная зависимость относится к нехимическим видам аддикции и известна как гэмблинг. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, подавляя все другие проявления потребностей – начиная с физиологических и заканчивая высшими духовными. Показательно, что даже потребность в безопасности, базальная для человека, нейтрализуется и перестает быть движущей силой поведения в условиях охватившего азарта. Проблема характера и степени игровой зависимости, познание личностных особенностей играющего человека приобретают особый смысл и актуальность.

Гемблинг (от англ. слова Gamble) – рискованное предприятие, азартная игра. Выделяют «нормальную» и патологическую разновидности гэмблинга.

Непатологический гэмблинг – действие с риском утраты чего-то ценного (обычно денег) при неопределенном исходе и надежде выиграть что-то большей ценности. Непатологических игроков еще называют социализированными азартными игроками, т.е. людьми, еще не утратившими самоконтроля в игре.

Патологический гэмблинг, согласно американской классификации DSM-IV: расстройство контроля над влечениями, характеризующееся дезадаптирующим повторяющимся поведением в виде игромании, имеющим разрушительные последствия для семейной, профессиональной и социальной жизни. Игроманией, как правило, называют патологический гэмблинг.

Некоторыми авторами игромания рассматривается как частный вариант зависимого поведения. По их мнению, актуальность проблемы определяется тем, что расстройство характеризуется:

- поражением лиц молодого возраста;

- быстрой десоциализации этих людей, влекущей значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;

- высокой общественной опасностью этого расстройства – криминализацией больных;

- наличием большого числа коморбидных расстройств;

- отсутствием единого понимания природы психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

В США существуют специальные критерии, по которым человека можно диагностировать как патологического игрока. Их девять:

частое участие в игре и добывание денег для игры;

частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного периода, чем субъект намеревался;

потребность увеличивать размеры и частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;

беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю;

неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие в игре;

учащение игры в ситуации, когда грозит выполнение своих профессиональных или социальных обязанностей;

принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;

продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги.

Подводя итог, можно сказать следующее. Патологическое влечение к азартным играм относится к группе психических расстройств. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, подавляя все другие проявления потребностей.

Признаки игровой зависимости:

давно увлечен игрой в ущерб работе, финансовому состоянию и семейным отношениям;

хочет прекратить игру, но не может остановиться;

задолжал денег родным, знакомым;

говорит им неправду о том, где провел время и на что тратил деньги;

в случае выигрыша не может остановиться и уйти в плюсе, а продолжает игру с целью выиграть еще больше, и в результате уходит в минус.

Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр.

В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.

В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Помимо психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают, например, со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Генетические исследования, проводимые на детях и взрослых показали, что существуют ферменты (катализаторы), которые разрушают опиоидные пептиды. У людей, подверженных состоянию зависимости, активность этого фермента повышена, вследствие чего наблюдается внутренний дефицит опиоидов, которые обеспечивают состояние удовольствия и положительных эмоций.

Человек чаще всего эту зависимость любит, потому что она приносит ему удовольствие. Чаще всего любая зависимость, в том числе и игровая, фиксируется на состоянии комфорта, в случае игроков – это выигрыш. Игра заполняет собой в сознании и в жизни игрока пустую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения.

Вместе с тем, выявлено несколько основных причин появления игромании (игровой зависимости).

Прежде всего, это чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.

Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать «победителем», чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.

Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.

Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотическую или алкогольную.

Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания. Установлен высокий уровень их податливости азартным играм, вследствие чего и возникает игромания.

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

- высокую «социальную смелость» – склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

- «подверженность чувствам» – склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

- «экспрессивность» – эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

- «напряженность» – активная неудовлетворенность стремлений;

- «неустойчивость самоконтроля» – конфликтность представлений о себе;

- неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.

Следует помнить, что игромания (лудомания) – это достаточно серьезное заболевание. И, если вы обнаружили признаки игромании у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно принимать меры по его лечению. Иначе игромания может привести к непоправимым последствиям.

Лечением игромании занимаются врачи-психиатры-наркологи, психотерапевты и успех лечения зависит в первую степень от того, насколько истинным является желание пациента излечиться и как врач заинтересует пациента на преодоление этого недуга. В первую очередь лечение должно быть последовательным и непрерывным. Очень важно при таком заболевании, чтобы лечение проводилось при полном согласии больного, участии родственников и близких людей пациента.

Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и эффективннее справиться с этим недугом.

свернуть

Жестокость – не лучшее средство общения

Агрессия и жестокость – специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – эмоционально окрашенное разрушительное поведение человека. Агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на себя. В последнем случае речь идет о суициде. Агрессия бывает прямая (злость на окружающих) и косвенная (сплетни), физическая (проявляется через силу) и вербальная (проявляется через слова), защитная (реакция на гнев другого) и провоцирующая (с целью разжечь конфликт), здоровая (защитная реакция организма) и деструктивная (разрушительная).

В большинстве случаев агрессия возникает как защитная реакция человека в ответ на нарушение его границ. Но если бы было все так просто: «получил удар – дай сдачи», агрессия находила бы выход и не беспокоила человека. Однако в современной социализированной жизни, подчиненной правилам и этическим нормам поведения, агрессия не выражается человеком сиюминутно, получив «удар от внешнего мира» агрессия сдерживается и подавляется культурным человеком, уходит глубоко внутрь, причиняя ему страдание и забирая жизненную энергию. Так же агрессия, если ее не прорабатывать, все равно найдет способ выхода из тела в виде кожных высыпаний, гипертонии, зубной боли, ангины и т.д.

Как же работать с агрессией? Для исследования причин возникновения агрессии следует обратить внимание на феномены нарушения границ в вашей жизни. Нарушением границ может быть не только скандал в общественном транспорте или ссоры с близкими, но и замаскированные феномены: неосознанное манипулирование вами со стороны близких, мировоззрение близкого человека, заставляющие вас постоянно идти на уступки, неспособность отказать другому и т.д. Зафиксировать и разобрать ключевые моменты такого нарушения границ поможет опытный психолог. Но существует и несколько простых способов, которые помогут вам перенаправить агрессивную энергию самостоятельно.

Агрессия выражается через вашу активность. Это могут быть любые физические упражнения, ритмичные танцы, скоростная езда на велосипеде, частые прыжки и быстрый бег, мытье посуды в конце концов. Главное правило одно: чем сильнее ваша нагрузка, тем интенсивней проходит выход агрессивной энергии. Но это еще не все. Многие психологи писали о битье подушек, но такой метод часто заканчивается полным обессиливанием человека. Никаких признаков облегчения или спокойствия обычно здесь не наблюдается. Почему? Потому что высвободившись от агрессивной энергии, внутри вас остается пустое незаполненное место. Противоположной агрессии является энергия любви. Поэтому, чтобы упражнения по освобождению от агрессии были действенны необходимо заполнить пустое внутренне пространство любовью. Позвоните родителям, скажите, как вы их любите, приласкайте кота (собаку), – неважно как вы заполните внутренний мир любовью, главное, чтобы агрессивная энергия переродилась в любовь.

Также нельзя ни упомянуть про арт-терапию, которая отлично помогает справиться с агрессией внутри вас. Возьмите кусок глины (пластелина), разомните его в руках, пока он не станет теплым, и со всей силы стукните по нему кулаком, можно при этом прокричать слово «НЕТ». Такой метод очень хорошо подходит для детей. При работе со взрослыми эффективен другой метод. Попробуйте вылепить из глины вашу злость. Какова она? Что излучает? На что похожа? Проговорите ответы на эти вопросы, прочувствуйте, что в данный момент происходит с вашим телом? Далее своими же руками добавьте в тот же кусок глины что-то более привлекательное, измените черты лица, если это человек, добавьте очарование и привлекательность в свой продукт творчества. Посмотрите на то, что получилось. Удивительно, что этот прекрасный творец вы, и в ваших руках есть способность менять полюса эмоциям, в ваших силах агрессию трансформировать в любовь.

Существуют и другие способы конструктивного выражения агрессии: с помощью письма, крика и т.д.

Современный высокострессовый мир предъявляет особые требования к психологической устойчивости. Сейчас недостаточно быть умным и коммуникабельным. Очень важно уметь контролировать свои желания, чувства и эмоции. В первую очередь негативные, которые мешают достижению целей. Для этого необходим самоконтроль.

Что такое самоконтроль? Самоконтроль – это способность, которая позволяет нам контролировать наши эмоции, импульсивное поведение, помогает достигать целей и выполнять ежедневные рутинные задачи. Он необходим для успешной работы, учебы, социальных взаимоотношений.

Можно сказать, что функцией самоконтроля является поддержание баланса и стабильности, как внутренней, так и внешней. Когда он работает правильно, то помогает сдерживать импульсы и желания, которые уводят нас от выполнения важных задач. К примеру, если ты хочешь хорошо написать контрольную, тебе необходимо оставаться дома и готовиться. Но в какой-то момент тебе наверняка захочется пойти встретиться с друзьями. Или же взрослый очень сильно разозлил тебя, но, чтобы не создать конфликт, тебе необходимо сдержаться от резких слов. Именно для таких ситуаций и нужен самоконтроль, чтобы не поддаться импульсу и не натворить глупостей.

Почему это так важно?

Ученые установили, что люди с высоким уровнем самоконтроля часто оказываются более успешными в различных сферах жизни. Личности, у которых хорошо развит самоконтроль, имеют что-то вроде дополнительной силы воли, поскольку им требуется меньше усилий, чтобы приложить ее. Это связано с влиянием эмоций на процесс принятия решений, и, в общем, на наше поведение.

Особенностью психологии человека является стремление удовлетворить свое желание здесь и сейчас. Если нам это не удается, мы испытываем негативные эмоции, и, следовательно, стресс. Чем меньше самоконтроля, тем сильнее будет этот стресс и тем больше вреда он принесет здоровью, как ментальному (психологическому), так и физическому.

Стратегия самоконтроля. Осознать то, что ты чувствуешь, принять это и попытаться вызвать противоположную эмоцию, например, сосредоточившись на каком-нибудь приятном воспоминании или же попробовать переключить внимание на что-то другое, что поможет снизить интенсивность эмоции.

Рекомендации по формированию конструктивного поведения:

  1. Если вы понимаете, что собеседник соврал или скрыл информацию, не задавайте дополнительные вопросы и не переспрашивайте – просто внимательно посмотрите ему в глаза. Такой прием вынудит того, кто находится напротив рассказать недосказанное.
  2. Подростковый кризис идет рука об руку с конфликтами и скандалами. Если на вас кто-то кричит, не отвечайте ему тем же. Сохраняйте спокойствие. Такая реакция будет неожиданной для кричащего и вызовет у него злость. Но затем последует чувство вины за то, что он вел себя некорректно.
  3. Даже при сильнейшем волнении на экзаменах и в других подростковых ситуациях поможет проверенный способ – представьте, что оппонент (тот, кто выступает с возражениями кому-либо в беседе) ваш близкий друг. Так вы будете чувствовать себя спокойнее и легче наладите контакт с собеседником.
  4. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

свернуть

Опасность пивного алкоголизма для подростков

Вред пива для подростков. Что такое пиво – приятный напиток для утоления жажды или первый шаг подростков к серьёзному алкоголизму? Какой вред пива испытывают подростки на своём сердце и половой системе? Вред пива как результат воздействия агрессивной рекламы пива на сознание подростков. Почему подростки начинают пить пиво? Элементы антисоциального поведения подростков при распитии пива. Почему подростки переходят с пива на крепкие спиртные напитки?

Вред пива. Путь к полноценному алкоголизму.

Казалось бы, сколько сказано, написано и доказано – напитки, называемые «слабоалкогольными», вредны и являются первым шагом на пути к настоящему, «полноценному алкоголизму». Вред пива самое яркое тому подтверждение. Но странность ситуации в том, что читает о вреде пива, ужасается и возмущается чаще тот, кто не пьёт пиво или выпивает его в принципе редко и мало. Те же люди, кого уже сразил коварный недуг, не просто не читают, не знают, не интересуются, но и термина «пивной алкоголизм» не признают.

Конечно – разве они алкоголики? Они, каждый день или через день, не на работе, вечером, в одиночестве, под хорошую музыку или приятную телепередачу опустошают бутылку за бутылкой любимого пива, а потом спокойно засыпают – разве они пьют?! Да и, собственно, в чём же здесь вред пива? Наверняка, ерунда это всё. Вот только занудство родителей или молодых жён, мешают расслабиться после тяжёлого трудового дня. А по телевидению сплошным потоком – «пиво – это общение, пиво – это имидж, пиво – это круто!»

Поэтому, давайте определимся, что же такое пиво – приятный напиток для утоления жажды или первый шаг к серьёзному алкоголизму, сгубившему многих достойных и талантливых людей. Может ли вред пива действительно привести к алкоголизму – болезни тяжёлой, которая трудно и дорого лечится, которая далеко не всегда уходит окончательно, часто возвращаясь вместе со всеми своими химерами – запоями, похмельем, деградацией физической и психической.

В прошлом веке некоторые страны попытались увеличить производство и рекламу пива, думая, что при этом люди, перейдя на пиво, будут всё-таки меньше увлекаться крепкими напитками. Но результат получился прямо противоположный – параллельно с увеличением потребления пива пошла вверх и кривая употребления крепких напитков и вред пива (которое, как оказалось, только усиливает «алкогольный аппетит») сыграл, таким образом, свою роль. Оказалось – лёгкий алкоголь не заменяет крепкий, а, наоборот, дополняет его.

Вред пива. Мальчики и девочки с пивом в руках.

Особенно плохо это оказалось для неустановившейся, ранимой и нестабильной психики подростков, желающих во что бы то ни стало самоутвердиться в компании, не отстать от друзей, показать свою «крутость», свою «взрослость». И вред пива в такие моменты не имеет никакого значения. Это мудрый взрослый человек может краем глаза наблюдать красивые, изумрудные «пивные волны» на экране телевизора, радостные лица приятелей, он может усмехаться туповатому толстяку, увлёкшемуся распитием пива и не заметившему смены времён года. А для подростков это не просто смешно – это «штырит», «прёт», «вставляет», это хочется повторить, перенести в свой обиход, сделать частью своей жизни, чтобы было весело и «прикольно». Так, собственно, и делают – никто же не мешает!

Старшеклассники, а то и 6-ти, 7-ми-классники с банкой пива в руке после занятий – это уже настолько привычно, что не режет глаз, даже если эта пресловутая банка пива в руках у совсем ещё юной девчушки. А случается, что пиво распивают не после, а даже во время учебного процесса. Бывает, что пьют пиво не только после, но и до школьных занятий или занятий в колледже. Какой уж тут вред пива!? Какая уж там учёба после принятия алкоголя, какое запоминание материала, какое решение задач!? Но ведь в рекламе говорится, что пиво бодрит, веселит, сближает – разве можно не верить тому, что так красиво показывают по телевизору!?

Вред пива. Пивной алкоголизм существует.

То, что пивной алкоголизм существует – это наконец-то признано. И наступает он даже не быстрее, а лучше сказать, незаметнее, чем обычный, водочный алкоголизм. Явная тяга к водке всё-таки заставляет человека хоть иногда в минуту трезвости испугаться, посмотрев на себя со стороны, осознать, что он движется к пропасти. А вред пива как раз в том, что тот, кто увлекается лишь пивом, за себя «спокоен» – ну, что такое пиво, ничего серьёзного, всего лишь жажду утолить в жару. И не замечают, что количество выпитого пива от раза к разу увеличивается, а для того, чтобы испытать аналогичные ощущения требуется всё больше и больше хмельного напитка. Потом повышается его градус переходом на всё более и более крепкие сорта. Ну а позже количество переходит в качество, и вместо ведра пива пьётся уже бутылка водки, которая сама часто сопровождается всё тем же пивом.

Но организму на самом деле всё равно, из чего получать алкоголь – из пива, вина, водки, виски – для него есть только количество этилового спирта разного качества, принятого внутрь. Много также говорится о ценности пива как продукта питания. Однако в процессе производства пива все полезные вещества употребляются бактериями, вызывающими брожение, для своих нужд и практически ничего полезного в пиве не остаётся. Одно только верно из того, что говорят защитники пивной церемонии – испытать на себе тотальный вред пива и напиться пивом до смерти невозможно. Да, действительно, вследствие насыщенности водой и относительно низкого процента алкоголя выпить смертельную дозу этилового спирта, скорее всего, не получится – такое количество жидкости просто не поместится в организме.

Вред пива. Агрессивное поведение подростков.

Почему же пиво так опасно именно для подростков? Ну, во-первых, потому, что для подростков проще сделать первый шаг в сторону пития именно с ним, с пивом – и шаг этот делают всё большее число молодых людей, как в нашей стране, так и за рубежом, и сами того не зная, получают вред пива во всех его злобных проявлениях. А поскольку психика подростков более мобильна, устои жизни только формируются, привычка, а затем и алкоголизм наступает быстрее.

Пиво, по мнению многих медиков, работающих в соответствующей сфере, не менее «агрессивный» напиток, чем водка. После чрезмерного приёма пива также значительно повышается уровень агрессии, что способствует дракам, выяснениям отношений. А попытки расслабиться, снять это напряжение часто приводят подростков к беспорядочным половым связям, происходящим без нужной ответственности за последствия. А это ведёт к незапланированным беременностям, опять же приводящим к ссорам, агрессии и желанию напиться. Таким образом, круг замыкается. Вред пива очевиден.

Опасность для организма подростков.

Еще одним фактором вреда пива для мужчин вообще, и для подростков в частности, является его гормоноподобное действие. При обильном принятии пива, содержащиеся в нём фитоэстрогены, аналоги женских половых гормонов, через клетки печени начинают влиять на выработку тестостерона – мужского полового гормона, снижая его продукцию. Вред пива проявляется в том, что это приводит не только к изменению облика молодых людей, но и в дальнейшем к нарушению потенции и деторождения. Сейчас, как известно, половина бесплодных браков являются таковыми «по вине» именно мужчин – а ведь формируется бесплодие не один месяц и не один год, зарождаясь как раз в том самом бурном подростковом возрасте.

В этом же возрасте закладываются основы того феномена, который существует в нашей стране. А именно наличие большой разницы в среднем возрасте жизни женщин и мужчин. Дело в том, что мужчины у нас часто не доживают до пенсии по причине сердечных недугов, число которых значительно выше именно у мужской части населения. И здесь вред пива часто играет главную роль.

свернуть