РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

О чём рассказывают семейные реликвии

Всебелорусская акция «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!»
развернуть

Центр научно-методического образования Молодечненского района

Государственное учреждение образования

«Турец-Боярская средняя школа Молодечненского района»

 

Областной конкурс исследовательских работ

«Листая страницы семейного альбома»

 

«О чём рассказывают семейные реликвии»

Я горжусь своим прадедом!

 

 

 

Буйновский Владислав, 10 класс,

15 лет

Руководитель: Скобей Н.М., учитель русского языка и литературы.

Адрес: ул. Центральная, 14

д. Турец-Бояры

т. 80176706055,

turets-boyary@uomrik.gov.by

 

 

2022

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………....

3

II. Основная часть…………………………………………………………….....

4

2.1 Что такое реликвия?.......................................................................................

4

2.2. Какие предметы могут относиться к семейной реликвии……………….

4

2.3. Реликвии моей семьи……………………………………………………….

4

2.4. Значение семейной реликвии……………………………………………...

7

III. Заключение……………………………………………………………….....

8

IV. Литература………………………………………………………………......

9

V. Приложение……………………………………………………………….....

10

 

Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет будущего.

М.В.Ломоносов

  1. ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу. Затем эта любовь, расширяясь, переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому. Для жизни человека очень важна среда, созданная его предками. Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой он живёт, будет дороже.

В каждой семье есть вещи, которые хранятся для того, чтобы знать историю своей семьи. Такие вещи передаются из поколения в поколение, от родителей к детям, чтобы они помнили, знали, кем были их предки. В моей семье тоже есть такие вещи. Мне захотелось узнать подробнее о тех реликвиях, которые хранятся в нашей семье, узнать их происхождение. Это реликвии, связанные с Великой Отечественной войной.

Данная тема актуальна, так как ежегодно вся страна отмечает годовщину Великой Победы.

Цель:

- исследовать семейный архив, семейную реликвию;

- привлечь внимание сверстников к изучению архива своей семьи.

Задачи:

- выяснить, что такое реликвия;

- с помощью родителей и родственников собрать информацию о реликвии;

- изучить литературу по данной теме;

- обработать информацию и сделать выводы.

Гипотеза:

Предполагается, что с помощью семейных реликвий можно узнать о некоторых страницах истории семьи.

В тяжёлое для страны время люди совершали подвиги, теряли своих близких, но не у каждого в семье сохранились реликвии. Думаю, что в ходе исследования откроются некоторые страницы истории моей семьи. Семейные реликвии несут положительный пример иногда не только членам семьи, но и всем людям.

Объект исследования: награды прадедушки.

Предмет исследования: медаль Жукова и орден Великой Отечественной войны II степени.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Что такое реликвия, семейная реликвия

Реликвия по словарю С. И. Ожегова - вещь, свято хранимая как память о прошлом.

Реликвия по словарю Д. Н. Ушакова - особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

Анализируя сведения, полученные из различных источников, мы приходим к пониманию: реликвии – это предметы, несущие в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить те эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. Поэтому в своей работе я буду использовать второе значение слова реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или традициям вещь.

2.2. Какие предметы могут относиться к семейной реликвии       

Рассматривая реликвию как особый предмет, вещь, можно выделить несколько ее видов:

* исторические реликвии. Они являются своего рода документами, свидетельствующими о былых событиях. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи, древние манускрипты и др.;

* религиозные реликвии;

* технические реликвии - экземпляры машин или иных технических устройств, выпущенные в прошлом, сохранившиеся в работоспособном или восстановленном состоянии;

* семейные реликвии - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

2.3. Реликвии моей семьи

Память и знание прошлого делают наш мир более интересным и значительным. Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную, чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки. Мне запомнилось высказывание Булата Окуджавы: «Не умеющие помнить, чаще спотыкаются…»

Старинные вещи моих предков, документы, фотографии, боевые награды – это моя семейная реликвия. И именно об истории наград моего прадедушки по маминой линии медали Жукова и Ордена Отечественной войны II степени мне хотелось узнать побольше.

Я расспросил маму и бабушку, нашёл некоторую информацию на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», в книге «Памяць. Маладзечна і Маладзечанскі раён».

Мой прадед Бобрик Василий Васильевич родился в 1922 году в деревне Вяжути Молодечненского района. В ряды Красной Армии призван в 1943 году. Был стрелком, прошёл славный путь победы над фашистскими оккупантами по дорогам родной Белоруссии, затем Польши и Германии. Получил звание младшего сержанта. В 1945 году, почти накануне победы, в Германии, был ранен в ногу и отправлен в военный госпиталь. Награждён мой прадед был уже после войны.

Мы ежегодно чествуем ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь сила и мощь этой армии складывалась из отдельных личностей. И в их числе мой прадед. И вот что я узнал о его боевых наградах. Первая награда – орден Отечественной войны II степени.

Орден Отечественной войны. Тип 3. «Юбилейный».

Номера: 451000- 2627900

Вес - 27,0± 1,5 г. ширина - 43.5-45,0 мм. высота - 45,0-46,9 мм.

Появление третьего типа ордена связано с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года, согласно которому в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом орденом Отечественной войны были награждены все живые на тот момент ветераны войны.

Третий тип ордена полностью изготавливался из серебра 925 пробы в виде цельной конструкции, без накладных деталей, с позолоченной внутренней звездой, серпом и молотом. В отличие от второго типа, один из позолоченных лучей внутренней звезды заходит под эфес шашки. Реверс награды был плоский, с шероховатостями, нарезным винтом и гайкой диаметром 33 мм. Клеймо «МОНЕТНЫЙ ДВОР» расположено в верхней части ордена и выполнено выпуклыми буквами. Номер ордена выгравирован бормашиной или штихелем, имеет подчеркивание и расположен ниже нарезного винта. Изготовлением орденов Отечественной войны 1и 2 степени третьего типа занимались Московский и Ленинградский монетные дворы, ПО «Русские самоцветы», Московский, Бронницкий и Таллиннский ювелирные заводы.

Медаль Жукова – государственная награда Российской Федерации, приуроченная к 100-летию со дня рождения Г. К. Жукова.

В Положении о медали говорилось, что медаль Жукова – медаль, «которой награждаются военнослужащие и лица вольнонаёмного состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД, партизаны, участники подполья за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками, японскими милитаристами, и в ознаменование 100-летия со дня рождения Г.К. Жукова». Медалью Жукова также награждались военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, за мужество и отвагу, проявленные в боевых действиях при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации.

Первоначально медаль Жукова была учреждена в России, но позже её учредили во всем СНГ Решением Совета глав государств от 26 мая 1995 года.

Автором внешнего вида медали является народный художник России Валерий Балабанов.

Медаль была учреждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 1994 года № 930 «Об учреждении ордена Жукова и медали Жукова». Данный указ служит дополнением к Указу Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».

6 марта 1995 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 243 «Об утверждении Статута ордена Жукова, Положения о медали Жукова и их описаний».

В Минске на очередном заседании Совета глав государств на основе Решения Совета глав правительств от 26 мая 1995 года «О проекте Решения о порядке награждения медалью Жукова граждан государств-участников СНГ» (утратило силу в 2000 году) было принято Решение Совета глав государств от 26 мая 1995 года «О порядке награждения медалью Жукова граждан государств-участников Содружества независимых государств». В данном решении утверждено положение о медали Жукова и её описание, идентичные положениям, описанным в Указе Президента Российской Федерации № 243. И то, и другое решения подписали все двенадцать стран.

На основе данного Решения страны СНГ создали свои нормативные правовые документы, на основании которых регулируется порядок вручения медали. В Белоруссии это Указ Президента Республики Беларусь от 18 сентября 1997 года № 477.

2.4. Значение семейной реликвии

В определенные периоды жизни каждый из нас начинает интересоваться историей своих предков и своего рода. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить как сокровище, потому что родственные связи, которые даёт нам семья, удивительны. Работая над проектом, я убедился в правоте слов знаменитого историка В.О. Ключевского, который сказал, что, изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться.

 III. Заключение

Цель работы достигнута. Я убедился в том, что с помощью семейных реликвий можно узнать об интересных и важных страницах истории семьи, её рода, обогатить себя новыми знаниями.

К сожалению, я не смог восстановить более подробные боевые события в жизни моего прадеда, так как он давно умер, а его дети, к сожалению, не могут вспомнить все рассказы своего отца. Писем и других документов, увы, не сохранилось.

Но я могу смело утверждать, что мой прадед был героем, он являлся непосредственным участником исторических событий нашей Родины, и я им горжусь. На школьных мероприятиях, посвящённых празднованию Великой Победы, я рассказывал о своём прадедушке. Наша семья будет участвовать в шествии бессмертного полка.

Нам, молодому поколению, нужно расспросить взрослых о реликвиях, хранящихся в доме. Ведь может статься, что скоро спросить будет не у кого. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Пусть они никогда не угасают. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

IV. Литература

  1. Толковый словарь русского языка/Ред. кол.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - М.: «Русский язык», 1988.
  2. Большой толковый словарь русского языка/Ред.: Ушаков Д.Н. - М.: Славянский Дом Книги, 2017.
  3. Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Маладзечна І Маладзечанскага раёна/Рэд. кал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 2002. С. 400
  4. Интернет-ресурсы: сайты “Подвиг народа”, “Память народа”
свернуть

Районный конкурс исследовательских работ «Умники и умницы»

Дистанционная олимпиада для педагогических работников Минской области

«Высоко дело учительства, но и трудно оно»

Первый этап конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Молодечненского района»

Областной этап конкурса «Листая страницы семейного альбома»

Рекомендации для педагогических работников по разъяснению учащимся нововведений в Правила дорожного движения

Судьба моей семьи в истории страны

Посвящение в музыканты

Раённы конкурс даследчых работ дзяцей дашкольнага ўзросту і вучняў I ступені навучання “Разумнікі і разумніцы”

Дистанционная олимпиада для педагогических работников – 2022

Районный этап областного конкурса блогеров «ПРАРАДЗІМУ»

8 января, суббота

Поздравляем!

подробнее...
свернуть

«Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть учебного процесса»

30 декабря, четверг

Педсовет

подробнее...
свернуть

Педагогическая IT-мозаика

8 декабря, среда

«Педагогическая IТ-мозаика»

подробнее...
 
18 ноября, четверг
 
Радвилович Д.А. принял участие в номинации «Интерактивный плакат» с работой “Прыродаахоўныя тэрыторыі Беларусі”.
свернуть

Областная дистанционная олимпиада по учебному предмету «Химия»

4 ноября, четверг

Поздравляем!

подробнее...
свернуть

Международный онлайн-конкурс «Бобер»

18 декабря, суббота

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПОБЕДОЙ!

подробнее...
 
20 октября, среда

Международный онлайн-конкурс «Бобер»

подробнее...
свернуть

XI педагогический марафон специалистов системы образования Молодечненского района «Единство, гражданственность, патриотизм – ключевой ресурс развития образования Минщины»

9 октября, суббота

Шестой день Педагогического марафона

подробнее...
8 октября, пятница

Пятый день Педагогического марафона

подробнее...
7 октября, четверг

Дзень кіраўніка

подробнее...
6 октября, среда

День учителя-предметника

подробнее...
5 октября, вторник

День классного руководителя, руководителя школьного музея и учителя-предметника

подробнее...
4 октября, понедельник

День школьного библиотекаря

подробнее...
1 октября, пятница

XI педагогический марафон

подробнее...
свернуть

Районный конкурс исследовательских работ учащихся «Парад служения наукам – 2021»