РУС БЕЛ ENG

Эффективная педагогическая практика

Методические рекомендации по написанию статьи

«Как написать статью в периодическую печать»

Статья – это сочинение небольшого размера в периодическом издании. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова).

Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов).

Методика написания сочинения предполагает следующее:

  1. Составление композиции сочинения:
  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать.

Название статьи.

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас – в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной. Вот классический пример неудачного названия: А.С. Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Правильнее было бы сказать: о передаче сообщений без проводов.

В то же время за внешне красивым названием можно не увидеть, о чем же эта статья. Примеры: «Использование ADXRS150/ADXRS300 в режиме постоянной самопроверки» (журнал «Электронные компоненты», № 11 `2005, с. 91), «БМК компании UnicquelCs. Экономическая целесообразность и технические характеристики» («Электроника: НТБ», № 6 `2005, с. 66), «IPC@CHIP, или Маленькие ядра для большой артиллерии -2» («Компоненты и технологии», № 6 `2005, с. 178). Такие названия понятны только специалистам узкого профиля.

Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. В последнее время этот раздел статьи авторы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок.

Вступление может содержать:

  • ответ на заданный по теме вопрос;
  • ваше мнение, если в названии темы есть ссылка к мнению автора;
  • факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение.

Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. В основной части логично, аргументировано и стилистически грамотно излагаются мысли автора.

Заключение – это итог, обобщение сказанного, завершение текста. Заключительная часть должна быть краткой, но емкой, органически связанной с предыдущим текстом. В нем может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно излагается корректно, без чрезмерных восторженных оценок, имеет четко выраженный определенный смысл.

Опираясь на методику написания сочинения, предлагаем вам рекомендацию «Как написать статью в периодическую печать».

Научно-методическая, исследовательская, методическая статьи.

Этапы работы над статьей.

1 этап. Выбор темы статьи.

2 этап. Четкое определение названия статьи.

3 этап. Сбор материалов к статье.  Информация должна быть достоверной и актуальной. Анализ собранной информации (что нужно, а что нет).

4 этап. Составление плана статьи.

План статьи – это успех вашего дела. Уже на этапе написания плана становится понятно, что где-то Вы чего-то не учли, где-то что-то пропустили. Возможно, что при написании плана смысл статьи и ее актуальность уйдет.

План хорош, если в нем есть вступление, основная часть и заключение, текст разбит на части, а идея статьи пронизывает все части статьи.

  1. Вступление.

Что можно писать во вступлении?

  1. Для чего пишете статью? Краткое изложение проблемы. Исследование проблем, вопросов.
  2. Реклама своего опыта.
  3. Желание повлиять на умы других.

Вступление не предполагает изложение сути статьи, оно небольшое по размеру.

  1. Основная часть. 90 % всей статьи.

Изложение собранных и проанализированных материалов.

  1. Описание сути проблемы.
  2. Описание методики исследования этой проблемы.
  3. Оценка точности полученных результатов и их объяснение.
  4. Если есть отрицательный результат, то его описать и наметить пути устранения отрицательного результата.

Главное в основной части – полностью передать информацию по проблеме. И не бойтесь создавать статьи, основанные на личном опыте.

III. Заключение. Обязательно!

Заключение содержит выводы по решаемой проблеме; в нем отражается то, что получено, над чем еще предстоит работать. Выводы должны иметь характер тезисов. Можно начинать со слов «Я утверждаю, что…».

Оформление текста.

- Разбить текст на абзацы.

- Можно писать заголовки к абзацам.

- Делать ссылки, сноски на источники, если употребляете выдержки из авторского текста.

- Передавать авторский текст своими словами, излагая его по-своему.

- Включать в текст фотографии, рисунки, другое.

Язык статьи.

  1. Простой, понятный, лаконичный.
  2. Термины и аббревиатуры должны быть общеупотребительными и расшифровываться.
  3. Реже используйте скобки, выделение шрифта.
  4. Избегайте сокращений в тексте и в заголовках.
  5. Не употребляйте глаголы условного наклонения (бы) без необходимости.
  6. Не употребляйте слова, обозначающие время: сейчас, затем, позднее и другие.
  7. Не употребляйте наречия для обозначения шкалы ценностей: фактически новый, сравнительно молодой, очень красивый и другое.
  8. В научных статьях не употребляйте эпитеты. Эпитет – образное определение предмета или действия: грустная береза, таинственный свет.
  9. Избегайте употребление возвратных глаголов, иноязычных слов.

Возвратный глагол – глагол с постфиксом -ся (одеваться, выбираться).

  1. Употребляйте только ясные и недвусмысленные термины.
  2. Не употребляйте многозначные слова.
  3. Делайте ссылки на другого автора, книгу.
  4. Не меняйте в предложениях статьи лицо, от имени которого ведется изложение.
  5. Реже используйте цитаты, не используйте их, чтобы повторить то, что уже было сказано.
  6. Все фразы должны либо сообщать новую информацию, либо продвигать повествование дальше. Если какая-то фраза статьи не выполняет эту функцию, то вычеркните ее.
  7. Не употребляйте сложные синтаксические конструкции, замените их простыми предложениями, осложненными причастным, деепричастным оборотами или с однородными членами предложения.
  8. Следите за грамотностью! Перед сдачей в печать проверьте текст на наличие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок! Грамотное написание статьи – залог успеха Вашей издательской деятельности!

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» – лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Примеры: «это свойство материала вызвано определенным изменением его внутреннего строения» (то есть каким-то изменением, а значит, неопределенным), «технология напыления усовершенствована некоторым известным способом».

Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности. Известно, что Л.Н. Толстому не простили фразу: «Он облокотил на руку свою голову». Часто пишут, не замечая шероховатости. Зачем писать: «Нанесение паяльной пасты производят путем метода трафаретной печати», если проще: «Паяльную пасту наносят трафаретной печатью». Или: «Окончательную отделку платы производят путем лакирования». Ведь смысл этой фразы – «плату лакируют».

В то же время, вполне уместны слова-вставки: «действительно», «конечно», «в самом деле», «с другой стороны» и т. д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова, хотя и не украшают текст, но являются «дорожными знаками», предупреждающими о поворотах мысли автора. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для показа логических связей.

Информационная статья.

Основное отличие информационной статьи от других материалов заключается в следующем:

Информационная статья написана по тому, что произошло некое событие или есть информация, что событие произойдет. Это называется «привязка к информационному поводу».

Информационная статья строится на фактах, в ней отсутствуют домыслы и предположения автора (предположения автора могут присутствовать, если автор сам является экспертом в теме, на которую написана статья).

В информационной статье присутствуют высказывания других людей с указанием их имен, должностей. Это делается для того, чтобы читатель мог самостоятельно оценить, насколько эти высказывания являются достоверными и уместными в этой информационной статье.

В информационной статье отсутствуют выводы автора. Это справедливо даже для того случая, если автор сам является экспертом в теме, на которую написана статья. Отсутствие прямых выводов автора позволяет читателям воспринимать информационную статью как независимый источник информации.

Информационная статья дает читателю максимально полную информацию о том событии, которое легло в ее основу.

Как писать?

Любой автор, опубликовавший два десятка статей, достигает определенного уровня в изложении мыслей. Для него достаточно двух-трех переделок первоначально написанной статьи. Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении. Даже классики – Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Г. Флобер и многие другие – трудно и мучительно работали над текстом.

Общение с редактором.

Статью только тогда можно считать законченной, когда она лежит перед автором в напечатанном виде. Даже когда статья написана и отдана в издательство, работа автора еще не закончена: еще предстоит общение с редактором. Слово «редактор» ведет начало от латинского redactus (приводить в порядок). Однако автор не должен уповать на то, что редактор устранит беспорядок в рукописи. Редактор вообще не обязан выполнять какие-то дополнительные функции, от которых свободен автор. Редактор лишь должен проследить, как автор справился со своими функциями, обратить его внимание на оставшиеся незамеченными недостатки и помочь их исправить.

Надо понимать, что редактор, как правило, не является специалистом в данной области в той же степени, что и автор. Поэтому редактор может потребовать у автора разъяснений, более точных формулировок, устранения неясностей. Нередки случаи, когда редактор в стремлении улучшить статью вносит в нее такие свои соображения, которые искажают смысл работы. Поэтому надо внимательно отнестись к редакторским правкам. Самые большие споры возникают, когда редактор предлагает автору сократить объем статьи, убрать все второстепенное. В большинстве случаев редактор прав: от сокращений статья только выигрывает.

Но как бы ни проводилось редактирование, только автор отвечает за свой материал.

свернуть

Требования к материалам, направляемым в журнал «Образование Минщины»

Уважаемые авторы!

Редакция журнала напоминает о необходимости соблюдения ряда требований к материалам, направляемым в журнал «Образование Минщины».

Приоритет в очередности опубликования имеют систематизированные материалы аналитического характера из опыта деятельности работников образования области, в которых отражается авторский путь решения актуальной для системы образования проблемы.

Обращаем ваше внимание на особенности оформления материалов, предоставляемых для опубликования, и прежде всего заголовочного комплекса.

Заголовочный комплекс (заголовок, подзаголовок и вынесенный вводный абзац – ЛИД) – содержит до 70% информации о статье. Заголовок (от одного до четырех слов) представляет основную идею, которая должна интриговать читателя и побуждать к прочтению материала. Подзаголовок (от 5 до 12 слов) представляет собой свернутое содержание статьи (тему). ЛИД (до 50 слов) отражает суть поднятой автором проблематики, а также может предельно сжато представлять алгоритм решаемой (решенной) им проблемы.

Наличие грамотно оформленного заголовочного комплекса, логичность структуры статьи, убедительность представления конкретных результатов педагогической деятельности и путей их достижения, использование для подтверждения результатов либо тенденций статистических данных, в том числе сравнительного характера, четкость выводов – это основные элементы, на основании анализа которых принимается решение о целесообразности опубликования материала.

Представление на страницах журнала опыта вашей деятельности позволит педагогическому сообществу области с ним ознакомиться, и, вероятно, для многих из читателей он окажется полезным! Кроме того, приобретенное умение описывать собственную педагогическую деятельность поможет вам представить свой опыт во время сдачи квалификационного экзамена в рамках аттестации на подтверждение или присвоение высшей квалификационной категории.

свернуть

Творческие и технические требования к подготовке публикаций

Уважаемые авторы!

Напоминаем о необходимости соблюдения общепринятых творческих и технических требований к подготовке публикаций. Это позволит улучшить процесс подготовки материалов к печати.

  1. Творческие требования

Приоритет в очередности опубликования имеют систематизированные аналитические материалы из опыта работы. Тексты, предоставленные в виде отчета (самоотчета) о проделанной работе, редакцией не рассматриваются. Освещаемая автором (авторами) проблема должна быть четко сформулирована, представлена как авторское решение тех или иных вопросов, актуальных для системы образования, методически грамотно обоснованных. Обращение к теории вопроса целесообразно осуществлять в контексте с идеями, заложенными в материале. Редакция журнала не имеет возможности вести переписку с авторами и выплачивать авторское вознаграждение. Публикация материалов не означает, что редколлегия разделяет точку зрения авторов. Нам интересны разные взгляды, если они актуальны и убедительны. За точность цитирования, обоснованность применения терминов и достоверность излагаемых фактов ответственность несут авторы.

  1. Технические требования

Информация принимается только в электронном виде.

Максимальный объем – 3 страницы формата А4 (текст: шрифт Times New Roman, 11-й кегль, полуторный межстрочный интервал, страницы пронумерованы). Цитаты, цифровые данные должны быть выверены по первоисточникам. Список литературы оформляется в соответствии с системой государственных стандартов, принятой в Республике Беларусь. В публикации обязательны ссылки на использованные источники.

В статье должны быть указаны: заголовок; ФИО автора (полностью), должность, полное название учреждения, в котором работает автор; ученая степень и звание (если имеются); почтовый и электронный адрес учреждения, контактные телефоны.

Фотоматериалы предоставляются отдельно от текста в электронном виде. Они должны быть подписаны (подписи к снимкам – отдельный Word-документ на диске, вместе с материалом).

Не группировать снимок с текстом. Фотографии должны быть сохранены в форматах JPG, TIFF, с разрешением не менее 300 dpi.

Компьютерная обработка фотографий выполняется в процессе верстки журнала, поэтому изображение НЕ РЕДАКТИРОВАТЬ.

свернуть

Оформление библиографического списка

Библиографический список содержит библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

Общие правила составления библиографического списка:

1. Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

2. Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

• литература на русском языке;

• литература на языках народов, пользующихся кириллицей;

• литература на языках народов, пользующихся латиницей;

• литература на языках народов, пользующихся особой графикой.

Электронные ресурсы помещаются в общий библиографический список в соответствии с указанным порядком.

3. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами, установленными в 2003 году

Государственным стандартом (ГОСТ) 7.1-2003 «Библиографическая запись.

Библиографическое описание. Общие требования и практика составления».

Библиографический список может включать:

библиографическое описание отдельного издания (книги, сборника, автореферата, диссертации, электронного ресурса и т.п.) и

библиографическое описание составной части документа – аналитическое библиографическое описание (статьи из сборника, журнала, главы из книги, структурной часть электронного ресурса).

Общая схема библиографического описания для различных типов носителей информации может быть представлена следующим образом:

Документ на бумажном носителе:

• Заголовок описания, например, фамилия автора или первого автора (если их не более трех) с прописной буквы и инициалы или название книги, подготовленной авторским коллективом.

• Основное заглавие: подзаголовочные данные: дополнительные сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности.

• Сведения об издании. Напр.: 2-е изд., доп.

• Место издания: Издательство или издающая организация, дата издания. – В отечественных изданиях приняты сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Ленинград – Л. Остальные города приводятся полностью.

• Объем (в страницах текста издания).

Электронный документ:

• Заголовок описания, например, фамилия автора или первого автора (если их не более трех) с прописной буквы и инициалы или название текстового документа, сайта, базы, полученное с экрана.

• Основное заглавие документа, тип ресурса [Электронный ресурс] / сведения об ответственности.

• Сведения об издании (в аналитическом описании статьи из периодического издания, полученной с сайта издающей организации, в качестве сведений об издании, как правило, помещают его название в том виде, в каком оно существует на бумажном носителе).

• Место издания : Издательство или издающая организация, дата издания.

• Режим доступа : в случае библиографического описания ресурса удаленного доступа - свободный с указанием URL. Это правило распространяется и на документы, полученные из электронных баз данных. Для документа локального доступа указывается тип носителя – CD/DVD-ROM; floppy-disk 3.5.

Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком «точка, тире» (. − ). Знаком ( ; ) с обязательными пробелами перед ним и после него в области сведений об ответственности разделяются первичные сведения об ответственности (инициалы и фамилии авторов) и последующие сведения об ответственности (инициалы и фамилии редакторов и переводчиков). Знаком ( : ) с обязательными пробелами перед ним и после него разделяются основное заглавие и сведения, относящиеся к заглавию.

Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведений, статьи, названия законов, выступления на конференциях, электронные документы и т. п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная наряду другими статьями в одном журнале), то имеет место аналитическое описание, т. е. после специального знака «две косые черты» (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается. В аналитическом описании составной части электронного ресурса (статьи из базы данных, материала сайта и т.п.) на первом уровне в качестве основного заглавия также приводится заглавие составной части документа. На втором уровне, после двух косых черт, приводят сведения об электронном ресурсе в целом.

Ниже даны примеры библиографического описания видов научных изданий, наиболее часто используемых при подготовке курсовых и дипломных работ.

I. Полное описание издания

1. Книга одного-двух-трех авторов:

Федотов, Ю. В. Методы и модели построения эмпирических производственных функций / Ю. В. Федотов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 220 с.

Фуруботн, Э. Г. Институты и экономическая теория : Достижения новой институциональной экономической теории / Э. Г. Фуруботн, Р. Рихтер ; пер. с англ. Под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. – СПб. : Издательский Дом СПбГУ, 2005. – XXXIV, 702 с.

Хорнгрен, Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч. Т. Хорнгерн, Дж. Фостер ; под ред. Я. В. Соколова. − М. : Финансы и статистика, 2004. − 416 с.

Williamson, O. E. The mechanisms of governance / O. E. Williamson. – New York : Oxford University Press, 1996. – 429 p.

2. Книга, имеющая более трех авторов:

Экономика и финансы недвижимости / Д. Л. Волков [и др.] ; под ред. Ю. В. Пашкуса. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. – 186 с.

Strategic management cases / N. Snyder [et al.]. – Reading : Addison-Wesley, 1991. – 769 p.

3. Сборник под редакцией:

Семь нот менеджмента / под ред. В. Красновой, А. Привалова. – Изд. 3-е, доп. – М. : Журнал Эксперт, 1998. – 424 с.

Fundamental issues in strategy : a research agenda / ed. by R. P. Rumelt [et al.]. Boston, MA : Harvard Business School Press, 1994. – 636 p.

4. Диссертация:

Шекова, Е. Л. Совершенствование механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Екатерина Леонидовна Шекова ; С.-Петербург. гос. ун-т. − СПб., 2002. − 192 л.

5. Автореферат диссертации:

Семенов, А. А. Эволюция концепций политики занятости в период научно- технической революции : (ведущие страны ОЭСР) : автореф. дис. д-ра экон. наук : 08.00.02 / А. А. Семенов ; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 1996. – 36 с.

6. Годовой финансовый отчет компании:

1996 Annual report / BMW (Bayerische Motoren Werke Aktiengesellschaft). – Munich, 1996. – 141 p.

7. Кейс:

Gladkikh, I. V. Darling Chocolate : (case) / I. V. Gladkikh, S. A. Starov, J. G. Myers. – The European Case Clearing House (ECCH). – 1998. − № 599-002-1. – 24 p.

II. Аналитическое описание документа.

1. Статья из журнала одного-двух-трех авторов:

Расков, Н. В. Макроэкономические деформации и ориентиры экономической политики / Н. В. Расков // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. − № 2. – С. 115-120.

Либо, М. Г. Телеработа как новая форма управления персоналом в организациях виртуального типа / М. Г. Либо, С. В. Кошелева // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 8. Менеджмент. – 2004. − Вып. 3. − С. 117-137.

Кущ, С. П. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт / С. П. Кущ, А. А. Афанасьев // Российский журнал менеджмента. − 2004. – Т. 2, № 1. − С. 33-52.

Patokina, O. Privatization in Russia: The search for an efficient model / O. Patokina, I. Baranov // Russian and East European finance and trade. – 1999. – Vol. 35, № 4. – P. 30-46.

2. Статья из журнала, имеющая более трех авторов:

Финансовая динамика и нейросетевой анализ: опыт исследования деловой среды / С. В. Котелкин [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 8. Менеджмент. – 2002. − Вып. 3. − С. 120-143.

3. Статья из сборника (авторская):

Расков, Н. В. Формирование финансово-промышленных групп в ракурсе экономических и политических проблем в России / Н. В. Расков // Российские банки сегодня / под ред. Д. Л. Волкова [и др.]. – СПб., 1997. – С. 70-75.

Katkalo, V. Institutional structure and innovation in the emerging Russian software industry / V. Katkalo, D. Mowery // The international computer software industry / ed. by D.C. Mowery. – New York, 1996. – P. 240-271.

4. Материал из статистического ежегодника:

Основные сводные национальные счета // Российский статистический ежегодник. 1994. – М., 1994. – С. 232-263.

5. Нормативные документы (указы президента, постановления правительства, законы и т. п.):

О естественных монополиях : закон Российской Федерации // Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов. – М., 1995. – Вып. 12. - С. 148-158.

6. Рецензия:

Благов, Ю. Е. Бизнес и общество: новая парадигма исследований / Ю. Е. Благов // Российский журнал менеджмента. – 2003. – Т. 1, № 2. – С. 151-159. – Рец. на кн.: Redefining the corporation: stakeholder management and organizational wealth / J. E. Post, L. E. Preston, S. Sachs. – Stanford, 2002. – XIV, 320 p.

III. Полное описание электронного реcурса.

Чезборо, Г. У. Стратегическое управление инновациями [Электронный ресурс] / Генри У. Чезборо, Дэвид Дж. Тис. – СПб. : Факультет менеджмента СПбГУ, 2004. – CD-ROM.

Сайт Высшей школы менеджмента СПбГУ [Электронный ресурс]. − СПб. : ВШМ СПбГУ, 1993 - . – Режим доступа : http://www.som.pu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Elibrary.ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – М. : Интра- Плюс, 1997 - . – Режим доступа : http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.

IV. Аналитическое описание электронного документа.

1. Описание статьи, полученной с сайта издающей организации:

Российский журнал менеджмента:

Баранов, И. Н. Оценка деятельности организаций: подход Р. Каплана и Д. Нортона [Электронный ресурс] / И. Н. Баранов // Российский журнал менеджмента. – 2004. – Т. 2, № 3. − СПб. : Российский журнал менеджмента, 2003 - . – Режим доступа : http://www.rjm.ru/archive.php?inumber=7, свободный. – Загл. с экрана.

Известия

Фрумкин, К. «Нефтяной мотор» сломался [Электронный ресурс] / К. Фрумкин // Известия. – 2005. – 17 июня (№ 101). − М. : Известия. RU, 2001- . − Режим доступа : http://www.izvestia.ru/economic/article1977760, свободный. − Загл. с экрана.

Ведомости:

Иванова, С. Пугало для конкурентов [Электронный ресурс] / С. Иванова // Ведомости. − 2005. − 17 июня (№ 109). − М. : Бизнес Ньюс Медиа, 2005. − Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/06/17/93510, свободный. − Загл. С экрана.

2. Описание статьи, полученной из электронной базы данных:

Integrum-Techno (EBSCO Russia Online):

Антипова, И. Лояльность персонала приобретается корректностью [Электронный ресурс] / И. Антипова // Деловой Петербург. – 1998. – 5 октября. – М. : Информационное агентство Integrum, 1998 - . – Режим доступа : http://el.integrum.ru/nel/main.cgi. − Загл. с экрана.

УИС Россия

Экономика знаний [Электронный ресурс] / Эксперт Северо-запад. – 2004. – № 22. – М.: АНО Центр информационных исследований, 2002 - . – Режим доступа : http://www.cir.ru/index.jsp. − Загл. с экрана.

EBSCO:

Drucker, P. F. Managing oneself [Electronic resource] / P. F. Drucker // Harvard Business Review. − 2005. − Vol. 83, Issue 1. − EBSCO Publishing, 2005 - . − Режим доступа : http://search.epnet.com. − Загл. с экрана.

ELSEVIER:

Gonzalez, L. M. Knowledge management – centric helpdesk: specification and performance evaluation / L. M. Gonzalez, R. E. Giachetti, G. Ramirez // Decision Support Systems. − 2005. − Vol. 70, Issue 2. − Elsevier B. V., 2005 - . − Режим доступа : http://www.sciencedirect.com. − Загл. с экрана.

 Список сокращений

При составлении библиографического описания допускаются сокращения слов и устойчивых словосочетаний.

Сокращения слов не применяются в фамилии автора / редактора / составителя, заглавии издания и заглавии серии.

 Список сокращений, наиболее часто встречающихся в библиографических записях (составлен на основе ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»).

слово     сокращение

А

август авг.

альманах альм.

автореферат автореф.

американский амер.

академия акад.

 апрель апр.

акционерное общество АО

ассоциация ассоц.

Б

бюллетень бюл.

В

вестник вестн.

выпуск вып.

вопросы вопр.

высший высш.

Г

газета газ.

государственный гос.

глава гл.

Д

декабрь дек.

доклад докл.

депонированный деп.

доктор д-р

диссертация дис.

дополненный доп.

доцент доц.

Ж

журнал журн.

З

заглавие загл.

записки зап.

И

известия изв.

институт ин-т

издание изд.

информационный информ.

издательство изд-во

исторический ист.

имени им.

К

кандидат канд.

комментарий коммент.

кафедра каф.

конгресс конгр.

книга кн.

конференция конф.

Л

Ленинград [в выходных данных] Л.

лист л.

М

математический мат.

монография моногр.

министерство м-во

Москва [в выходных.данных] М

Н

научный науч.

 немецкий нем.

национальный нац.

номер [при цифрах]

ноябрь нояб.

О

область обл.

октябрь окт.

общество о-во

опубликованный опубл.

объединение об-ние

организация орг.

оглавление огл.

ответственный отв.

округ окр.

отделение отд-ние

П

педагогический пед.

предисловие предисл.

перевод пер.

приложение прил.

переводчик [при фамилии] пер.

промышленный пром.

переиздание переизд.

профессиональный проф.

план пл.

профессор проф.

популярный попул.

психологический психол.

послесловие послесл.

Р

район р-н

республика респ.

редактор ред.

реферат реф.

редакционная коллегия редкол.

 реферативный журнал РЖ

редакция ред.

рецензия рец.

резюме рез.

руководитель рук.

рекомендательный рек.

рукопись рукоп.

С

Санкт-Петербург [в выходных данных] СПб.

составитель сост.

санкт-петербургский с.-петерб.

сообщение сообщ.

сборник сб.

сочинение соч.

сентябрь сент.

справочник справ.

серия сер.

статистический стат.

сессия сес.

статья ст.

симпозиум симп.

степень степ.

собрание собр.

страница с.

Т

таблица табл.

том т.

тезисы тез.

труды тр.

технический техн.

У

указатель указ.

университетский унив.

университет ун-т

утверждение утв.

Ф

факультет фак.

филологический филол.

февраль февр.

философский филос.

физико-математический физ.-мат.

французский фр.

Ч

часть ч.

Э

экономический экон.

энциклопедия энцикл.

Я

язык яз.

январь янв.

 

свернуть

Як настаўніку апісаць свой урок для навукова-метадычнага часопіса

М.І. Запрудскі, загадчык кафедры педагогікі і філасофіі адукацыі АПА, кандыдат педагагічных навук

Навукова-метадычныя часопісы даволі часта друкуюць распрацоўкі ўрокаў настаунікаў-прадметнікаў. У гэтым ёсць пэўная карысць, асабліва для маладых спецыялістаў, паколькі гэтыя матэрыялы з'яўляюцца эфектыўным сродкам перадачы перадавога вопыту. Але іншы раз такія ўрокі распрацаваны не лепшым чынам і могуць прынесці нават шкоду, калі прадстаўляюць не самыя эфектыўныя ўзоры прафесійнай дзейнасці.

У артыкуле дадзены рэкамендацыі настаўнікам па апісанні ўрока для апублікавання яго ў навукова-метадычным часопісе.

Навошта настаўніку бавіць час на апісанне свайго ўрока, садзіцца за кампютар і рабіць працу, якая не ўласцівая для яго?

Ёсць шмат знешніх і ўнутраных вынікаў, якія могуць натхніць педагога на апісанне ўрока.

Знешнія:

□ патрабаванне школьнай атэстацыйнай камісіі, члены якой наведалі ўрок (у гэтым выпадку распрацоўка змяшчаецца, напрыклад, у метадычным кабінеце адукацыйнай установы);

□ патрабаванні рэгламентаў конкурсаў «Настаўнік года», «Адкрыты урок» і інш.;

□ даручэнне адміністрацыі падрыхтаваць, правесці адкрыты ўрок, а потым апісаць яго i інш.

Унутраныя:

□ патрэба ў самарэалізацыі, задавальненні сваіх амбіцый;

□ жаданне даказаць і паказаць (іншым уласны прафесіяналізм (асабліва, калі настаўнік недастаткова ацэнены ў сваёй школе);

□ імкненне да самаразвщця. Устаноўлена, што прафесійны рост педагога адбываец- ца тады, калі ён асэнсоўвае сваю працу, свае поспехі, няўдачы і іх прычыны, і калі ў пісьмовай форме расказвае пра свой урок, пра сваю працу з вучнямі);

□ жаданне пазнаёміць іншых са сваімі метадычнымі напрацоўкамі.

Якія ўрокі мэтазгодна прадстаўляць для публікацыі ў часопісе?

Па-першае, гэта лепш рабіць з тым урокам, які ўжо праведзены, які прайшоў пэўную апрабацыю. У такім разе настаўнік мае магчымасць «пашліфаваць» свой урок; адмовіцца ад тых яго элементаў, прыёмаў, заданняў, сродкаў, якія аказаліся няўдалымі, унесці змены ў яго, палепшыць, такім чынам, атрымаць больш дасканалы метадычны прадукт, чым той праект, з якім аўтар ішоў на заняткі. Па-другое, безумоўна, трэба апісваць такі ўрок, на якім былі дасягнуты мэты, якія адпавядаюць патрабаванням вучэбнай праграмы, пазнавальным магчымасцям вучняў; створаны спрыяльныя ўмовы для выхавання і развщця вучняў, для захавання іх фізічнага і псіхічнага здароўя. Па-трэцяе, цікавыя для паляпшэння адукацыйнай практыкі ўрокі, на якіх актыўна працуюць самі вучні (на эфектыўным уроку галоўнае – дзейнасць дзяцей). Далей, для чытачоў будуць карыснымі распрацоўкі ўрокаў, на якіх прымяняюцца новыя тэхналогіі, стратэгія і сродкі навучання: інтэгральная тэхналогія, кааператыўнае навучанне, навучанне без адзнак, камп'ютарнае мадэліраванне, інтэрактыўная дошка і інш.).

У якой форме лепш апісваць урок?

У мінулыя дзесяцігоддзі ўжывалася адна назва – план урока. Цяпер ужываюць розныя: план, план-канспект, сцэнарый, дыдактычны сцэнарый, праграма, схема, тэхналапчная карта, мадэль і інш. Узнікае пытанне: гэтыя назвы абумоўліваюць розны змест або гэта розныя назвы аднаго тэксту?

Праект урока – гэта задума, у якой прагназуецца будучы ўрок. (Праект, як вядома, гэта «пажаданая будучыня».) Праект можа быць прадстаўлены як план, план-канспект, сцэнарый або тэхналапчная карта (такія варыянты сустракаюцца найбольш часта).

Паняцце план (ад лац. - плоскасць) у слоўніку тлумачыцца ў розных сэнсах. У кантэксце тэмы, якая тут абмяркоўваецца, план – гэта загадзя вызначаны парадак, паслядоўнасць выканання якой-небудзь працы, правядзення мерапрыемства. Планаванне з'яуляецца традыцыйным і звыклым спосабам апісання будучага занятку. Як вядома, у плане запісваюцца тэма, мэта і заданні, абсталяванне, ход урока, дамашняе заданне. План уяўляе сабой апісанне таго, што настаўнік збіраецца рабіць сам. Аб дзеяннях вучняў, як правіла, нічога не гаворыцца. Напрыклад, у плане запісана: «Франтальнае апытанне». Прапануецца спіс пытанняў, якія будзе задаваць настаўнік. Маецца на ўвазе, што вучні будуць на іх адказваць. Наступны запіс: «Рашэнне задачы каля дошкі». Прапануецца ўмова задання. Часта настаўнік загадзя вызначае, выкліча да дошкі вучня або сам будзе тлумачыць (вучні пры гэтым будуць назіраць за працай іншага). Такім чынам, пры планаванні ўрока педагог у асноўным засяроджваецца на апісанні сваёй будучай дзейнасці. У той жа час вядома, што эфектыўнасць урока залежыць ад таго, ці працавалі вучні.

Пад планам-канспектам маюць на ўвазе дэталізаваны план урока. Яго звычайна пішуць студэнты-практыканты, маладыя настаўнікі. У гэтым дакуменце таксама ўказваецца, што будзе рабщь на ўроку сам настаўнік.

Як паказваюць шматлікія конкурсы настаўніцкіх урокаў і публікацый ў часопісах, многія педагогі ў сваіх распрацоўках прадстаўляюць змест дыялогу «настаўнік – клас». Скажам так: пішацца, якое пытанне настаўнік ставіць класу, што (мяркуецца) адкажуць дзеці Тэкст такога кшталту можа быць названы сцэнарыем (ад італ. – кароткі змест п’есы, сюжэтная схема). Змест любой п'есы, як вядома, задаецца дыялогамі дзеючых асоб. Значыць, у сцэнарыі ўрока прапісаваюцца дыялогі настаўніка з класам. Гэта – не самы лепшы спосаб праектавання будучага ўрока, паколькі высвятляецца: у дыялогу актыўныя толькі некаторыя вучні, астатнія ж толькі прысутнічаюць на занятках.

Апошнім часам у Нацыянальным інстытуце адукацыі распрацоўваецца тэорыя і рыхтуюцца метадычныя рэкамендацыі па стварэнні дыдактычных сцэнарыяў урокаў. Аўтары гэтых распрацовак А.Е. Лісейчыкау, Н.А. Масюкова, Б.В. Пальчэўскі [1, 2, 3, 4] і інш. зыходзяць з разумення сцэнарыя як верагоднага ходу развіця падзей, што характэрна для сітуацый нявызначанасці, альтэрнатыўнасці магчымых накірункаў развіцця грамадства ці, напрыклад, прыродных комплексаў. Школьны ўрок таксама ў многім уяўляе сабой пэўную нявызначанасць: ён можа пайсці не па плане, напрыклад з-за таго, што вучань дрэнна адказвае, зламалася прылада, вучні не падрыхтавалі дамашняе заданне і г.д. Таму пры праектаванні (аўтары прымяняюць тэрмін «сцэніраванне») вучэбнага занятку неабходна ўлічваць розныя сітуацыі, якія могуць складвацца на ўроку. Пры распрацоўцы дыдактычнага сцэнарыя павінна прадугледжвацца:

□ арганізацыя вучэбнай сітуацыі, якая з'яўляецца асноўнай адзінкай работы пе-дагога. Ядро гэтай сітуацыі – вучэбная задача, для вырашэння якой у школьнікаў яшчэ недастаткова адпаведных сродкаў;

□ наяўнасць дыягнастычных заданняў, якія ацэньваюць узровень матывацыі вучняў; характар іх пазнавальнай актыўнасці, гатоўнасць да засваення вучэбнага матэрыялу; індывідуальныя здольнасці да засваення надпрадметнага зместу адукацыі;

□ поліфізічнасць мэт, якія арыентаваны не толькі на засваенне вучэбнага матэрыялу, але (на авалоданне вучнямі ўменнямі назіраць, эксперыментаваць, аналізаваць, структурыраваць, схематызаваць, а таксама мыслення, камунікацыі, дзеяння, разумения, рэфлексіі [2, с. 18-19].

Між іншым, прадстаўленне настаўнікам варыянтаў дзейнасці, наяўнасць дыягнастычных заданняў, поліфанічнасць мэт могуць выкарыстоўвацца (і часта выкарыстоўваюцца) і у іншых формах прадстаўлення будучага ўрока Калі педагог дасканала даследуе і прадумвае перадурочную сітуацыю і калі вучэбны змест строга нарміраваны вучэбнай праграмай (гэта найбольш характэрна для дакладных прадметаў), то рызыка з'яўлення незапланаваных сітуацый становщца мінімальнай. У гэтым выпадку ўрок можа быць апісаны ў форме тэхналагічнай карты. У яе тэксце настаўнік вызначае, акрамя навучальнай мэты ўрока, задачы асобаснага развщця вучняў (магчымасць іх вырашэння, між іншым, носіць верагоднасны характар), свае адпаведныя задачы для кожнага з этапаў урока, плануемыя вынікі кожнага этапа, змест пазнавальнай дзейнасці вучняў, свае ўпраўленчыя дзеянні, плануемыя сродкі навучання. Тэхналапчнай картай задаецца пэўная тэхналогія, якая скіравана на дасягненне запланаваных вынікаў урока. Гэты дакумент таксама можа прадугледжваць узнікненне розных падзей на уроку, стварэнне настаўнікам сітуацый, «пражываючы» якія вучні авалодваюць не толькі вучэбным, але і надпрадметным зместам адукацыі. Прадстаўленне праекта ўрока ў выглядзе тэхналагічнай карты садзейнічае большай эфектыўнасці заняткаў, чым традыцыйны план. Тэхналагічная карта можа афармляцца ў выглядзе табліцы, звычайнага тэксту, спалучэння тэксту і табліцы.

Паколькі мадэль – гэта, як адзначана ў слоўніках, ёсць копія, аналаг, замяшчальнік рэальнага аб'екта, то мадэль урока – гэта сістэмнае апісанне рэальнага ўрока, які ўжо праведзены педагогам. Пры мадэліраванні ўрока яго аўтар выдзяляе ў ім істотныя характарыстыкі, кампаненты, сувязі паміж імі. Папярэдняй фазай мадэліравання з'яўляецца аналіз свайго ўрока, у працэсе якога адбываецца асэнсаванне ва ўзаемнай сувязі задумы ўрока, яго ходу і адукацыйных вынікаў. На падставе такога аналізу ўдакладняецца, карэкціруецца папярэдняя распрацоўка, у выніку чаго яна набывае характар мадэлі. Мадэль можа быць, з зднаго боку, эмацыянальна бяднейшая за арыпнал (праведзены ўрок), а з другога – больш якасным метадычным прадуктам, паколькі з яго выключаюць няўдалыя моманты, неістотныя сувязі, метадычныя прыемы, якія не апраўдалі сябе, і ўзмацняюць, дапаўняюць распрацоўку новымі, важнымі дэталямі.

Абагульнім сказанае: настаўнік, які рыхтуе для часопіса апісанне праведзенага ўрока, займаецца мадэліраваннем, а прадуктам гэтага працэсу з'яўляецца мадэль урока. Форма прадстаўлення яго можа быть рознай, нават камбінаванай, але галоўнае – павінна быць апісанне дзейнасці вучняў на кожным этапе заняткаў.

Што і як прадстаўляць у артыкуле?

  1. Напішыце ўступ – тлумачэнне аўтарам свайго ўрока. Тут пажадана:

□ расказаць аб сваёй сістэме работы: на якіх прынцыпах яна грунтуецца, якіх прафесійных каштоўнасцей настаўнік прытрымліваецца і г.д.; адпаведныя парады можна знайсці ў кнізе [5];

□ указаць праграмныя патрабаванні да ўрока, тып і месца ўрока ў тэме;

□ адзначыць, для якіх вучняў прызначаны ўрок: якая ў іх матывацыя да прадмета, якія метады навучання найбольш ім падабаюцца, наколькі ў іх сфарміраваны базавыя веды, неабходныя для вывучэння новай тэмы, які тып мыслення яны ў асноўным маюць і інш.;

□ апісаць, у якіх умовах праводзіўся ўрок, якімі былі магчымасці прадметнага кабінета, адукацыйныя магчымасці школы, як яны былі выкарыстаны і гд.

Вельмі важна, каб калегі, якія будуць чытаць артыкул, усвядомілі, што урок менавіта такі, таму што такая ў аўтара сістэма работы, такія патрабаванні вучэбнай праграмы, такія вучні і такія ўмовы, у якіх праводзіўся ўрок.

  1. Укажыце навучальную мэту ўрока. Пажадана яе прадставіць канкрэтна і дыягнастычна. Не пішыце яе праз сваю дзейнасць: даць паняцце.., сфарміраваць веды аб.., паўтарыць, сістэматызаваць.., стварыць умовы... і г.д. Па вялікім рахунку, так пісаць не мае сэнсу. Больш таго, такая фармулёўка мэты не адпавядае самой сутнасці гэтага паняцця, бо мэта ёсць плануемы вынік дзейнасці - гэта адпаведныя веды і ўменні вучняў. Іх фарміраваць, абагульняць, паўтараць – задачы педагога (па азначэнні, – тое, што трэба рабіць, каб дасягнуць мэты). Зыходзячы з гэтых меркаванняў, рэкамендацый вучоных і паспяховых настаўнікаў прапануем наступныя способы пастаноўкі навучальнай мэты:

□ авалоданне вучнямі наступнымі ўменнямі (далей гэтыя ўменіі пералічваюцца Падставамі для іх выдзялення з'яўляюцца патрабаванні вучэбнай праграмы: «Вучні павінны ведаць... Вучні павінны ўмець...»

□ плануецца, што ў канцы ўрока вучні будуць ведаць (далей пералік: правіла, формулу, азначэнне, прыклады і г.д.; умець (пералічваюцца ўменні);

□ плануецца, што вучні на ўроку навучацца расказваць аб, напрыклад, геаграфіі краіны па плане (далей прыводзіцца план адказу);

□ мяркуецца, што на выхадзе з урока вучні змогуць выканаць тэст (далей прыводзіцца сам тэст або спасылка на яго: дадатак або старонкі кнігі).

□ вучні змогуць (і далей пералічваюцца ўменні).

Сфармуляваная такім чынам мэта робіць работу на ўроку мэтазгоднай, арганізуецца авалоданне вучнямі адпаведным матэрыялам і спосабамі дзейнасці. Галоўным становіцца не «даванне» настаўнікам вучэбнага матэрыялу, а праца вучняў, што забяспечвае павышэнне выніковасці адукацыйнага працэсу.

  1. Напішыце навучальную мэту на мове вучняў. Гэта тое, што вы сказалі на ўроку, а лепш запісалі на дошцы або на асобным аркушы паперы для кожнага з вучняў. Магчыма, вы далучыце вучняў да фармулёўкі мэты. Напішыце, як вы гэта рабілі.

Для прыкладу прыводзім мэту для аднаго з урокаў гісторыі ў 9 класе.

Тэма ўрока: Вайна за незалежнасць і ўтварэнне Злучаных Штатаў Амерыкі.

Мэта ўрока: вучні змогуць расказаць аб прычынах вайны за незалежнасць, аб тым, як адбывалася арганізацыя новай краіны - ЗША; яны змогуць таксама даць характарыстыку асноўных палажэнняў Дэкларацыі Незалежнасці і Канстытуцыі ЗША; правільна прымяняць паняцці: метраполія, рынак збыту, крыніца сыравіны, вайна за незалежнасць, дэкларацыя незалежнасці, федэральная дзяржава, буржуазная дзяржава, кангрэс, прэзідэнт

Мэта ўрока на мове вучняў: пасля сённяшняга ўрока вы зможаце назваць прычыны, якія прывялі калоніі Англіі да барацьбы за сваю незалежнасць, патлумачыць абставіны прыняцця і асноўныя палажэнні Дэкларацыі незалежнасці і Канстытуцыі Злучаных Штатаў. Вы таксама зможаце правільна карыстацца наступнымі паняццямі: метраполія, рынак збыту, крыніца сыравіны, вайна за незалежнасць, дэкларацыя незалежнасці, федэральная дзяржава, кангрэс, прэзідэнт, буржуззная дзяржава (паняцці настаўнік загадзя запісвае на дошцы).

Поспех урока будзе больш верагодным, калі мэта настаўніка стане імкненнем вучня.

Калі вы ўсё ж сфармулявалі мэту праз сваю дзейнасць (даць паняцце, навучыць, пазнаёміць...; нагадаем, што гэта не мэта, а дэкларацыя аб намерах настаўніка, указанне на тое, што ён сам будзе рабіць на ўроку: даваць, вучыць, знаёміць), то запішыце крытэрыі для ацэнкі выніковасці ўрока: веды і ўменні, якімі, мяркуецца, авалодаюць вучні, і заданні, з дапамогай якіх вы (а таксама вучні) зможаце ўбачыць і ацаніць выніковасць урока.

  1. Запішыце задачы асобаснага развіцця вучняў. Што тычыцца выхаваўчага і развіццёвага аспектаў урока, то адпаведныя мэты, як справядліва лічаць многія педагогі, сфармуляваць немагчыма. Сапраўды, мэта – гэта плануемы вынік. Ці можна спрагназаваць канкрэтны вынік на 45 мінут урока ў частцы выхавання і развіцця?! Як можна ацаніць, у адрозненне ад навучальнай мэты, наколькі за ўрок вучні сталі больш выхаванымі або інтэлектуальна, эмацыянальна развітымі? Прысваенне вучнямі той або іншай каштоўнасці, авалоданне пэўнай інтэлектуальнай здольнасцю носіць верагоднасны характар. Аб гэтым, у прыватнасці, напісаў А. Е. Лісейчыкаў [1, с. 12].

Фармулёўкі задач рэкамендуецца вызначаць з дапамогай дзеясловаў садзейнічаць, спрыяць, стварыць умовы і інш. Да прыкладу, многія вучні не валодаюць даследчымі ўменнямі, таму можа быць пастаўлена такая задача: стварыць умовы для развіцця даследчых здольнасцей вучняў. Яшчэ прыклад: многія вучні нядбайна адносяцца да вучобы. Таму патрэбна сфармулязаць і вырашаць наступную задачу: арганізаваць сітуацыю выбару і выхавання ў школьніка адказнага стаўлення да вучобы. Увогуле задача фармулюецца, калі ёсць супярэчнасць паміж уяўленнем аб ідэальным выпускніку школы і рэальнай праблемай, недахопам у выхаванні або развіцці вучняў. Пры гэтым у многіх выпадках важна ўлічваць выхаваўчыя і развіццевыя магчымасці вучэбнага матэрыялу. Напрыклад, стварэнне ўмоў для патрыятычнага выхавання цяжка забяспечыць пры вывучэнні фізічных і хімічных уласцівасцей салянай кіслаты.

Вырашэнне задач выхавання і развіцця дасягаецца праз арганізацыю адпаведных сітуацый, напрыклад: для фарміравання ўменняў весці дыялог на ўроку павінны быць дыялогі; для развіцця рэфлексіўных здольнасцей арганізуюцца рэфлексіўныя сітуацыі і г.д Да прыкладу, рэфлексіўная сітуацыя будзе ўяўляць сабой працэс асэнсавання школьнікамі таго, як яны авалодвалі пэўным уменнем. Для гэтага яны адказваюць на пытанні, як працавалі, на крытыку сваёй дзейнасці, на пошук больш рацыянальных спосабаў працы і ўзаенадзеяння [б. с. 209-210]. Падрабязная іфармацыя пра вызначэнне выхаваўчых і развіццевых задач урока змешчана ў кнізе [б, с. 98-101].

  1. Апішыце ход урока, яго этапы. Для вызначэння этапаў урока могуць быць улічаны розныя падставы:

□ вывады з навуковай тэорыі, напрыклад паэтапнага фарміравання разумовых дзеянняў: арыенціроўка, матэрыяльнае дзеянне, этап знешняй мовы, этап унутранай мовы, этап аўтаматызаванага дзеяння; узбуйнення дыдактычных адзінак: разгляд недыферэнцыраванага цэлага, паслядоўнае вывучэнне асобных аспектаў тэмы абагульнены разгляд тэмы ў сукупнасці сувязей адносін і інш;

□ структура той або іншай школьнай тэхналогіі: напрыклад, калі выкарыстоўвалася тэхналогія развіцця крытычнага мыслення праз чытанне і пісьмо, то этапы ўрока былі такімі: выклік, асэнсаванне, рэфлексія; калі ўрок праводзіўся ў межах інгэгральнай тэхналогіі, то этапнасць магла быць наступнай: арыенціровачна-матывацыйны, аперацыйна-пазнавальны, кантрольна-ацэначны;

□ аўтарскае бачанне этапнасці ўрока

Укажыце працягласць кожнага этапа, вынікі, якія чакаюцца. Апішыце метады і сродкі, якія прымяняліся на этапах, вучэбныя сітуацыі, якія вам ствараліся. Пры гэтым павінна быць зразумела, што яны выбраны вамі не выпадкова, а найлепшым чынам падыходзяць для дасягнення мэты, вырашэння выхаваўчых і развіццёвых задач, адпавядаюць зместу ўрока.

Заўважым, на палях артыкула могуць быць змешчаны вашы каментарыі, у якіх вы патлумачыце чытачам, чаму менавіта так арганізавалі працу вучняў на ўроку.

  1. Пакажыце, як вы і вучні на ўроку ажыццяўлялі адваротную сувязь.

Магчымыя варыянты арганізацыі адваротнай сувязі:

□ вучні і настаўнік на працягу ўрока звяртаюцца да мэты, даецца ацэнка таго, як наблізіліся да яе;

□ кожны вучань запісвае або гаворыць аб тым, ці дасягнуў ён мэты, наколькі добра працаваў;

□ вучні выконваюць тэст і параўноўваюць свае адказы з эталонамі, пасля чаго арганізуецца абмеркаванне вынікаў і карэкцыя;

□ вучні параўноўваюць сваю дзейнасць і яе вынікі з крытэрыямі, якія прапанаваў настаўнік ці якія яны выпрацавалі сумесна і г.д. Матэрыял аб адваротнай сувязі падрабязна выкладзены ў кнізе [6, с. 19-24].

  1. Запішыце, якое дамашняе заданне вы прапанавалі вучням. Пажадана, каб яно было сфакусіравана на поспехах і праблемах, якія выяўлены дзякуючы выхадному кантролю. Яно можа быць варыятыўным, але павінна быць пасільным для вучняў, знаходзіцца ў «зоне іх бліжэйшага развіцця».
  2. Напішыце заключэнне, у якім пакажыце выніковасць урока; яго моцныя бакі; наколькі добрымі былі ўмовы для выхавання і развіцця вучняў; за кошт чаго быў забяспечаны спрыяльны псіхалагічны клімат; якія вывады вы для сябе зрабілі.

Перад тым як адсылаць артыкул у часопіс, ацаніце яго праз прызму наступных крытэрыяў (калі высветліцца нейкая неадпаведнасць, то ў вас ёсць магчымасць паправіць ваш тэкст):

Характарьістыкі апісання ўрока

Так

Не

1.

Дадзена прадстаўленне аб маёй дыдактычнай сістэме

 

 

2.

Прапісаны характарыстыкі класа, у якім праводзіўся ўрок

 

 

3.

Указаны нарматыўныя патрабаванні да ўрока па дадзенай тэме

 

 

4.

Адзначаны тып урока і яго месца ў блоку ўрокаў

 

 

5.

Навучальная мэта ўрока сфармулявана дыягнастычна

 

 

6.

Дадзена характарыстыка ўмоў, у якіх праводзіўся ўрок

 

 

7.

Задачы выхавання і развіцця вучняў сфармуляваны на падставе ведання мною супярэчнасці паміж ідэальным (прадстаўленнем аб вучнях і рэальнымі праблемамі ў іх выхаванасці і развіцці

 

 

8.

У апісанні ходу ўрока ўказаны этапы і іх працягласць; чакаемыя вынікі кожнага этапа; метады і сродкі якія на іх прымяняліся; сітуацыі развіццёвага тыпу, у якіх, верагодна, адбывалася прысва- енне вучнямі маральных каштоўнасцей, развіццё іх інтэлекту і г.д.

 

 

9.

Указана, якімі сродкамі і як на ўроку ажыццяўлялася адваротная сувязь

 

 

10.

Дамашняе заданне для вучняў сфакусіравана на выніках выхаднога

кантролю

 

 

11.

Дадзены кароткі аналіз вынікаў урока, расказана, што аўтар плануе далей развіваць, ад чаго, магчыма, адмовіцца

 

 

Чым больш вы паставіце «так», тым смялей можаце адсылаць свой урок у часопіс.

Варыянт прадстаўлення ўрока, які тут прапанаваў аўтар артыкула, не з'яўляецца адзіна магчымым. Вы можаце гэта зрабіць па-іншаму. Але, па першае, у вашым тэксце павінна быць тлумачэнне: чаму менавіта так вы праводзілі свой урок. Па-другое, варта ўлічваць, што чым бліжэй да прыведзеных рэкамендацый настаўнікі прадстаўлялі апісанні сваіх урокаў, тым больш яны былі паспяховымі на конкурсах урокаў, конкурсах прафесійнага майстэрства педагогаў.

ЛІТАРАТУРА

  1. Лисейчиков, О. Е. Дидактические сценарии уроков в социокультурном образовании: структура, содержание, требования к разработке / 0. Е. Лисейчиков // Веснік адукацыі. - 2001. - № 1. - С. 3-13.
  2. Масюкова, Н. А. Формированне стратегии обучения в виде дидактических сценариев уроков / Н. А. Масюкова // Столичное образование. - 2010. -N9 6,- С. 18-31.
  3. Масюкова, Н. А. Модель дидактических сценариев уроков в условиях современной образовательной среды / Н. А. Масюкова // Столичное образованне. - 2010. - № 7. - С. 18-19.
  4. Пальчевский, Б. В. Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании / Б. В. Пальчевский II Тэхналагічная адукацыя. - 2010. - N9 4. - С. 20-31.
  5. Запрудский, Н. Н. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем / Н. Н Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2008. - 336 с.
  6. Запрудский, Н. Н. Современные школьные технологии-2 / Н. Н. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010. - 256 с
свернуть